Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.




Интерпретация рисунка человека по Карен Маховер

Голова (в понимании детей начиная с 3 лет) — средоточие ума, а также волевого управления. Наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании ребенком своей интеллектуальной неадекватности (что не обязательно связано с низким уровнем интеллекта, а скорее с низкой самооценкой).

Нечеткое изображение головы — показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает предположение о наличии межличностных конфликтов.

Шея — связующее звено между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу, и лишь постепенно (после 7 лет и то не у всех) возникает шея — символ способности к рациональному самоконтролю.

Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании телесных, бессознательных влечений и стремлении их контролировать. Длинная тонкая шея — свидетельство астенических черт личности. Толстая короткая шея — уступки своим желаниям, выражение неподавленных импульсов.

Крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие — наоборот, малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи — свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи — отражают сниженный жизненный тонус, уныние, иногда — чувство рины.

Туловище — средоточие жизненных сил. Угловатое или квадратное туловище свидетельствует об уверенности, слишком крупное — о наличии неудовлетворен- лых потребностей, необычно маленькое — симптом низкой самооценки. Детально прорисованное лицо — свидетельство сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом.

Отдельные детали лица также имеют символическое значение. Подчеркнутый подбородок — потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок — стремление компенсировать внутреннюю неуверенность. Крупные или слишком подчеркнутые уши часто отмечаются в рисунках детей, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или отсутствие ушей — стремление отвергнуть, «заглушить» критику.

Большие расширенные глаза — тревожность, беспокойство, потребность в защите (недаром поговорка гласит: «У страха глаза велики»). Глаза-точечки, щелочки — потребность в зависимости. Оскаленный рот отражает склонность к вербальной агрессии (особенно если четко обозначены зубы). Рот наподобие клоунского — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Персонаж без рта или со ртом-точечкой, щелочкой — нарушение вербальной коммуникации.

Слишком длинные руки — отражение амбициозных стремлений (сравним выражение: «У них руки — длинные!»), очень короткие руки — ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Руки, изображенные близко к телу, могут выражать внутреннее напряжение. Руки за спиной или в карманах — чувство вины; неясно очерченные руки — неуверенность в себе, скованность в социальных контактах; широкий размах рук — интенсивное стремление к действию (если пальцы сжаты в кулаки — открытый протест).

Четко прорисованные ноги — отражение чувства уверенности (недаром об уверенном в себе человеке говорят: «Он твердо стоит на ногах»). Непропорционально длинные ноги — сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже ощущение надежности. Если рисунок начат с ног — это свидетельство боязливости.

Видимые отношения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии внутреннего равновесия, причем искажения, идущие по правой стороне изображаемого человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка.

Р. Ф. Беляускайте (1987) выделяет следующие симптомокомплексы, отражающие эмоциональное состояние ребенка:

♦ незащищенность, проявлением которой служит расположение рисунка в самом верхнем или нижнем углу листа;

♦ чувство неполноценности (очень маленький размер рисунка, отсутствие или непропорционально короткие руки, отсутствие ног, руки и т. п.);
♦ трудности общения (отсутствие основных деталей лица, схематичный рису- нок человека, руки в оборонительной позиции, «отвернувшийся» человек и т. п.).







АПТЕКА ИФК